Сцепление ГАЗ-51, ГАЗ-52 львовских погрузчиков
Устройство и работа сцепления
ГАЗ-51, ГАЗ-52
На львовских автопогрузчиках АП-4045, 4014, 40814 с двигателем
ГАЗ-51, ГАЗ-52 сцепление сухое, однодисковое. Сцепление состоит из
двух основных частей: нажимного диска к сборе с кожухом и рычагами
выключения сцепления и ведомого диска в сборе.
ЦЕНЫ НА ЗАПЧАСТИ СЦЕПЛЕНИЯ ГАЗ-52
Жесткий штампованный кожух 2 сцепления крепится к маховику 5 шестью
установочными болтами. В кожухе имеется три просеченных окна, в
которые плотно входят точно обработанные выступы нажимного диска 12,
тем самым обеспечивая правильную его установку относительно оси
вращения.
Этими выступами вращение передается от
маховика через кожух к нажимному диску сцепления. Нажимной диск
изготовляется из серого чугуна. Поверхности трения диска и маховика
тщательно шлифуются.
Рис.1. Сцепление ГАЗ-51, ГАЗ-52
1-оттяжная пружина вилки выключения сцепления; 2 — кожух сцепления;
3 — нажимная пружина; 4 — теплоизоляционная шайба пружины; 5 —
маховик; 6 — первичный вал коробки передач; 7 — подшипник первичного
вала; 8 — регулировочный винт, 9 — ведомый диск сцепления; 10 —
картер сцепления; 11 — палец; 12 — нажимной диск сцепления; 13 —
игольчатый подшипник; 14 — рычаг выключения сцепления; 15 — ролик;
16— масленка; 17— шланг; 18— опорная вилка рычага; 19 — муфта
выключения сцепления; 20 — передняя крышка коробки передач; 21 —
оттяжная пружина муфты; 22 — подшипник выключения сцепления; 23 —
шаровая опора; 24 — чехол вилки; 25 — вилка выключения сцепления; 26
— регулировочная гайка: 27 — тяга выключения сцепления; 28 — вилка
тяги выключения сцепления; 29 — оттяжная пружина педали сцепления;
30 — валик педали сцепления; 31 — педаль сцепления.
К кожуху сцепления ГАЗ-52, ГАЗ-51 болтами привернуты три опорные
вилки 18 рычагов 14 выключения сцепления. На конце большего плеча
каждого рычага выключения сцепления имеется регулировочный винт 8. В
теле каждого рычага выключения имеется два отверстия.
Одно из них служит для шарнирного соединения рычага с нажимным
диском при помощи игольчатого подшипника 13, а второе — для
шарнирного соединения рычага с опорной вилкой при помощи пальца 11 с
лыской и ролика 15, свободно помещенного в отверстии рычага. Такое
крепление рычага обеспечивает возможность его поворота, так как
расстояние между осями пальца 11 и игольчатого подшипника при
включении и выключении сцепления изменяется.
Ведомый диск сцепления ГАЗ-51, ГАЗ-52 львовских погрузчиков АП-4014,
40814, 4045, 4043, имеющий приклепанные по обеим сторонам
фрикционные накладки, усилием девяти пружин 3 зажимается при
включении сцепления между маховиком и нажимным диском (корзиной).
Своей ступицей ведомый диск сидит на шлицах первичного вала 6
коробки передач.
Благодаря силе трения между фрикционными
накладками ведомого диска и торцами маховика и нажимного диска при
включенном сцеплении крутящий момент передается от маховика
двигателя силовой передаче автопогрузчика.
Для предотвращения сильного нагрева пружин при пробуксовке сцепления
во время его включения и выключения между пружинами и нажимным
диском ставятся теплоизоляционные шайбы 4.
Рис.2. Ведомый диск сцепления ГАЗ-51, ГАЗ-52
1 и 6 - фрикционные накладки; 2 — диск; 3 — стальной диск; 4 —
волнистые пружины; 5—ступица; 7—балансировочный грузик.
Ведомый диск сцепления ГАЗ-51, ГАЗ-52 состоит из тонкого разрезного
стального диска 3 (рис.2), закрепленного заклепками между фланцем
ступицы 5 и диском 2.
Фрикционная накладка, обращенная к маховику, жестко приклепана к
стальному диску, между другой фрикционной накладкой 6 и стальным
диском установлено шесть пластинчатых волнистых пружин 4.
При включении сцепления пластинчатые пружины выпрямляются, и
накладка 6 постепенно подходит к диску 3, обеспечивая таким образом
плавное включение. Окончательно собранный ведомый диск проходит
статическую балансировку при помощи грузика 7, который крепится к
диску. Допустимый дисбаланс — 18 кг/см.
Нажимной диск (корзина) сцепления ГАЗ-51, ГАЗ-52 львовских
погрузчиков АП-4014, 40814, 4045, 4043 в сборе с пружинами и
рычагами проходит статическую балансировку с точностью до 36 кг/см.
Для балансировки высверливают металл из бобышек нажимного диска,
служащих для установки нажимных пружин. Сцепление включается при
нажатии на педаль 31 (рис.1) сцепления, жестко сидящую на валике 30.
Посредством рычага, закрепленного штифтом на валике, через тягу 27
педаль связана с вилкой 25 выключения сцепления. Вилка,
поворачиваясь на шаровой опоре 23, нажимает на выступы муфты 19
выключения сцепления и передвигает ее по направлению к маховику. При
этом упорный шарикоподшипник 22, сидящий на муфте, упирается в
головки винтов 8, ввернутых в концы рычагов выключения сцепления.
Регулировкой этих винтов, производимой на заводе, обеспечивается
одновременное соприкосновение всех трех рычагов с подшипником
выключения сцепления. Рычаги поворачиваются вокруг оси пальца,
укрепленного в опорной вилке 18, оттягивают от маховика нажимной
диск, преодолевая усилие нажимных пружин, и освобождают ведомый
диск, т. е. выключают сцепление. При выключенном сцеплении ГАЗ-51,
ГАЗ-52 силовая передача автопогрузчика разъединена с двигателем.
После прекращения нажатия на педаль сцепление включается. Педаль
возвращается в исходное положение пружиной 29.
Когда сцепление включено, между головками винтов 8 и торцом
подшипника 22 должен быть зазор, который обеспечивается тем, что
муфта 19 и вилка 25 оттягиваются от концов рычагов пружинами 21 и 1.
Величина зазора 4 мм регулируется с помощью регулировочной гайки 26.
Смазка подшипника выключения сцепления ГАЗ-51, ГАЗ-52 осуществляется
при помощи колпачковой масленки 16, укрепленной на кронштейне с
правой стороны картера сцепления у вентиляционного окна. Масленка
соединяется с подшипником при помощи гибкого шланга 17.
Сцепление 4014М-1601 (АП-4014, 40814, 4045, 4043)
1 - Вилка в сборе 52-04-1601200
2 - Вилка 52-04-1601215
3 - Заклепка 4х8 255063-П8
4 - Шайба 252002-П8
5 - Чехол вилки 11-7522
6 - Рамка чехла 11-7524
7 - Болт М10х1х28 201519-П8
8 - Шайба 252156-П2
9 - Сетка 51-1601025-А
10 - Крышка 51-1601034-А
11 - Болт М10х28 201283-П8
12 - Картер сцепления 51-1601015-01
13 - Пружина оттяжная 11-7562
14 - Подшипник с муфтой в сборе 11-7502
15 - Муфта выключения сцепления 11-7561-А2
16 - Подшипник 588911
17 - Болт М10х32 201285-П8
18 - Шайба 252136-П8
19 - Болт М12х32 201326-П8
20 - Шайба 252157-П2
21 - Шланг для смазки подшипника 51А-1601230
22 - Диск нажимной в сборе 52-1601090-03
23 - Болт М8х1 290634-П2
24 - Шайба 252235-П8
25 - Кожух 52-1601125
26 - Вилка оттяжного рычага 20-1601108
27 - Диск нажимной (корзина) 52-1601093
28 - Винт регулировочный 11-7575
29 - Рычаг оттяжной 52-1601095
30 - Игла 11-7569
31 - Шплинт 2,2х16 258024-П29
32 - Палец 11-7565
33 - Ролик опорный 11-7583
34 - Палец опорный 11-7586
35 - Грузик балансировочный 11-7587/88/89
36 - Заклепка 4х7 293913-П
37 - Диск ведомый в сборе 52-1601130-А
38 - Заклепка 4х5 253863-П
39 - Пластина пружинная 52-1601135
40 - Накладка фрикционная 52-1601138
41 - Заклепка 4х6 293907-П
42 - Шайба изолирующая 11-7567
43 - Пружина 53А-1601115
44 - Шайба 252135-П2
45 - Болт М8х30 290656-П2
46 - Шайба 252155-П2
47 - Болт М8х14 201238-П8
48 - Масленка в сборе 51-1601250
49 - Крыша масленки 53А-1601255
50 - Пружина крышки М-7553
51 - Корпус масленки 51-1601252-10
52 - Шайба 252176-П8
53 - Болт М6х12 201416-П8
54 - Шайба 252154-П2
55 - Кронштейн 11-7546
56 - Картер 11-7503-01
57 - Сетка 51-1601028
58 - Гайка М14х1,5 250551-П8
59 - Шайба 252178-П8
60 - Шпилька 216298-П
61 - Опора шаровая 11-7576
Регулировка сцепления ГАЗ-51, ГАЗ-52
Уход за сцеплением ГАЗ-51, ГАЗ-52 состоит в периодической проверке
состояния сцепления, регулировке свободного хода педали сцепления,
смазке подшипника и привода выключения сцепления и в устранении
отдельных неисправностей, возникающих во время работы сцепления.
По мере износа фрикционных накладок ведомого диска ГАЗ-51, ГАЗ-52
толщина их уменьшается, нажимной диск ближе подходит к маховику, а
концы рычагов 14, в которые ввернуты винты 8. приближаются к торцу
подшипника, вследствие чего уменьшается первоначальный зазор. Если
этого зазора нет или он слишком мал, торец подшипника постоянно (или
периодически) нажимает на рычаги выключения сцепления, что вызывает
чрезмерный износ винтов 8.
Кроме того, уменьшается сила нажатия пружин на ведомый диск, что
вызывает буксование сцепления и быстрый износ его деталей.
Для поддержания указанного выше зазора в нужных пределах сцепление
надо периодически регулировать.
Регулировка сцепления ГАЗ-51, ГАЗ-52 сводится к установке свободного
хода педали в пределах 35—45 мм, соответствующего требуемому зазору
приблизительно 4 мм. Регулировка свободного хода осуществляется
путем завертывания или отвертывания регулировочной гайки 26. При
отвертывании гайки (удлинении тяги) свободный ход увеличивается.
Для смазки подшипника выключения сцепления необходимо повернуть
крышку масленки 16 на один оборот. Чаще и обильнее смазывать
подшипник не следует, так как излишек смазки будет попадать на диски
сцепления, вызывая его пробуксовку.
При замене гибкого шланга 17 новый шланг необходимо перед
постановкой заполнить смазкой. Если этого не сделать, то при
проворачивании крышки масленки на один оборот (как указано выше)
маслом будет заполняться только шланг, а подшипник останется
несмазанным.
Привод выключения сцепления 4014М-1602 (погрузчики АП-4014,
40814, 4045, 4043)
1 - Пружина М-2472-А
2 - Педаль 4014-1602012-10
3 - Муфта защитная 695М-1602035
4 - Болт М8х25 201458-П29
5 - Шайба 252135-П29
6 - Валик 4014-1602035-11
7 - Кронштейн в сборе 4014-1602050-11
8 - Втулка А7508-В
9 - Кронштейн 4014-1602052-11
10 - Площадка 4014-1602022
11 - Гайка М10 250512-П29
12 - Шайба 252136-П29
13 - Болт М10х35 201501-П29
14 - Штифт 8х40 256978-П29
15 - Рычаг 4014-1602050
16 - Тяга 4014М-1602016
17 - Гайка 51-1602118
18 - Пружина оттяжная 11-7547
19 - Шплинт 3,2х20 258039-П29
20 - Тяга 4014-1602017-12
21 - Шайба 4014-1602070-12
22 - Шплинт 5х45 258071-П29
23 - Масленка 1-А1 264020-П29
Возможные неисправности сцепления
ГАЗ-51, ГАЗ-52 и методы их устранение
Неплавное включение сцепления ГАЗ-51,
ГАЗ-52, сопровождающееся сильными рывками и вибрацией. Появлению
указанной неисправности способствует:
- попадание масла на поверхности трения сцепления в результате течи
масла из подшипника выключения, из заднего коренного подшипника
коленчатого вала двигателя, подшипника
первичного вала коробки передач. Кроме того, поверхности трения
могут оказаться замасленными в результате небрежности при ремонте
сцепления.
Замасленные фрикционные накладки обычно не
удается очистить от масла. В этом случае нужно сменить ведомый диск
или, если имеется возможность, поставить новые фрикционные накладки;
- недостаточная величина свободного хода педали сцепления;
- неодновременное нажатие подшипника выключения на винты рычагов
выключения сцепления;
- неисправность ведомого диска сцепления (вышли из строя фрикционные
накладки, сломался стальной диск);
- слабое крепление двигателя к раме, вызывающее перемещение
- сцепления относительно тяги выключения сцепления;
- тугое перемещение ступицы ведомого диска по шлицам первичного вала
коробки передач. Причиной этого обычно являются забоины на конце
первичного вала, возникшие при
небрежной сборке или разборке сцепления;
Сцепление ГАЗ-51, ГАЗ-52 пробуксовывает
(появляется специфический запах, снижается скорость движения).
Причинами указанной неисправности могут быть:
- недостаточная величина свободного хода педали сцепления. В этом
случае небольшой свободный ход педали сцепления выбирается за счет
относительного перемещения кабины
на раме. При этом может наступить частичное выключение сцепления,
которое и приводит к пробуксовке;
- поломка или ослабление нажимных пружин сцепления. В этом случае
нужно сменить поломанные пружины и проверить жесткость других
пружин.
- чрезмерный износ фрикционных накладок и поверхности трения
маховика, коробление или износ нажимного диска. Чтобы устранить
неисправность, следует сменить ведомый диск
или поставить новые фрикционные накладки. Если поверхности маховика
и нажимного диска сильно изношены, то маховик и нажимной диск
заменить или отремонтировать.
Сцепление ГАЗ-51, ГАЗ-52 выключается
неполностью («ведет»)
Признаком этой неисправности является трудность переключения передач
и шум шестерен коробки передач при переключении. Причиной неполного
выключения сцепления обычно
является большой свободный ход педали сцепления.
В редких случаях свободный ход педали
сцепления не удается уменьшить при помощи регулировочной гайки. Для
выяснения причины неисправности следует проверить, не погнута ли
вилка выключения сцепления.
Сцепление может «вести» также тогда, когда ведомый диск имеет
выпуклую форму (поврежден при сборке концом первичного вала
коробки).
Для того чтобы проверить, полностью ли выключается сцепление,
рекомендуется поступить следующим образом.
При работе двигателя на холостом ходу нажать на педаль сцепления до
отказа и включить первую передачу. Если включение произойдет
совершенно бесшумно, то значит сцепление выключается полностью. Если
же будет слышен характерный шум шестерен, вводимых в зацепление,
значит сцепление «ведет».
Разрушение подшипника муфты выключения
сцепления ГАЗ-51, ГАЗ-52
Происходит чаще всего вследствие отсутствия или недостаточной
величины свободного хода педали сцепления. В таких случаях
подшипник, непрерывно соприкасаясь с головками
регулировочных винтов рычагов выключения сцепления, вращается при
включенном сцеплении.
Ввиду того, что этот подшипник не рассчитан на продолжительную
работу с большим числом оборотов, он надевается, и масло,
находящееся в нем, вытекает, что и приводит к разрушению подшипника.
Разрушение подшипника может наступить также и в том случае, если он
не смазан своевременно или если оборван шланг, подводящий к нему
масло.
К основным деталям сцепления ГАЗ-51, ГАЗ-52 львовских погрузчиков
АП-4014, 40814, 4045, 4043, требующим замены или ремонта в процессе
эксплуатации автомобиля, относятся: подшипник выключения сцепления,
ведомый и нажимной диски сцепления в сборе.
Для проведения ремонтных работ сцепление можно разбирать на
автопогрузчике, установленном на эстакаде, подъемнике или над
осмотровой канавой, чтобы обеспечивался удобный доступ к сцеплению
снизу.
Смену подшипника выключения сцепления
ГАЗ-51, ГАЗ-52 следует проводить в следующей последовательности:
- Отъединить от пола кабины и снять крышку трансмиссии.
- Отъединить промежуточный карданный вал от коробки передач.
Отвернув два болта кронштейна опоры промежуточного карданного вала,
отъединить кронштейн от рамы и опустить промежуточный вал.
- Вынуть вилку выключения сцепления, отъединив предварительно тягу
сцепления.
- Отвернуть колпачковую масленку и протолкнуть в картер сцепления
конец шланга, находящегося в кронштейне у вентиляционного окна.
- Отвернуть болты крепления и снять нижнюю часть картера сцепления.
- Отвернуть гайки шпилек крепления картера коробки передач к картеру
сцепления и снять коробку передач вместе с подшипником выключения
сцепления.
- Отъединить оттяжную пружину муфты подшипника выключения сцепления
и, сняв муфту, спрессовать с нее требующий замены подшипник.
- Напрессовать на муфту новый подшипник, поставить муфту на
хвостовик передней крышки коробки передач и соединить оттяжную
пружину. Перед напрессовкой нового подшипника
необходимо проверить, заполнен ли он смазкой.
- Поставить на место коробку передач, следя за тем, чтобы шланг
подшипника не был поврежден, для чего заправить его в отверстие
картера сцепления перед тем, как окончательно
надвинуть коробку передач на шпильки картера сцепления.
Для снятия ведомого диска и корзины сцепления ГАЗ-51, ГАЗ-52 с
автопогрузчика АП-4014, 40814, 4045, 4043 требуется снять коробку
передач и через нижний люк картера сцепления отвернуть болты
крепления кожуха сцепления.
Чтобы не погнуть опорные лапы кожуха сцепления, надо постепенно
отпускать все болты по окружности. Для крепления кожуха сцепления к
маховику ГАЗ-52, ГАЗ-51 применяются специальные болты. После снятия
кожуха их следует положить в отдельную коробку, чтобы не перепутать
с другими болтами.
Отсоединенные от маховика корзина сцепления ГАЗ-51, ГАЗ-52 и ведомый
диск могут быть вынуты из картера только в определенном положении,
так как вторая поперечина рамы
частично перекрывает нижний люк картера сцепления.
Устанавливают ведомый диск и корзину сцепления в обратной
последовательности.
В отверстие шарикоподшипника первичного вала коробки передач,
установленного в коленчатом валу, заложить немного смазки и завести
в картер вначале ведомый диск, следя за тем, чтобы более короткая
часть ступицы была обращена к маховику. Затем, как и при снятии
сцепления, вставлять нажимной диск, прижимая нижнюю его часть к
маховику.
Сцентрировать ведомый диск по отношению к оси коленчатого вала
двигателя. Затягивать болты крепления кожуха сцепления нужно
постепенно: нельзя завертывать до отказа один болт, когда другие
отпущены.
Разборка корзины сцепления ГАЗ-51, ГАЗ-52
В отверстия выключения сцепления вложить резиновые шарики диаметром
8 мм, после чего зазоры между шариками и стенками отверстий
заполнить роликами игольчатого подшипника. В каждом подшипнике
должно быть 19 роликов.
Резиновые шарики необходимы для того, чтобы
при сборке ролики не рассыпались. Установку роликов в отверстие
рычага можно выполнить также с помощью смазки, которая вводится в
отверстие и препятствует выпаданию роликов.
При сборке корзины сцепления необходимо следить за тем, чтобы в
отверстие под ролики не попала грязь или песок.
После установки роликов в отверстие каждого рычага следует ввести по
одной-две капли летнего масла, применяемого для смазки коробки
передач.
Вложить рычаги выключения сцепления с роликами в прорези в приливах
нажимного диска. Для закрепления рычагов, вставить пальцы и
зашплинтовать их. Пальцы в отверстия рычагов следует вставлять с
большой осторожностью, чтобы не нарушить положения роликов.
Резиновые шарики при этом выталкиваются пальцами наружу.
Положить нажимной диск на стол пресса, предварительно подложив под
диск деревянную подкладку, как при разборке. На приливы нажимного
диска надеть теплоизоляционные
шайбы, после чего установить на них пружины одного цвета.
Установить кожух сцепления ГАЗ-51, ГАЗ-52. Окна в кожухе должны при
этом хорошо «сесть» на три обработанных прилива нажимного диска, а
верхние торцы пружин должны надеться на специальные отбортовки на
внутренней части кожуха сцепления. При установке кожуха метки на
нажимном диске и кожухе должны совпадать; в противном случае будет
нарушена балансировка,
Отрегулировать положение головок винтов рычагов выключения
сцепления. Между корзиной (нажимным диском) и маховиком в трех
местах кладут шайбы, имеющие одинаковую толщину (9 мм). Шайбы могут
быть заменены новым ведомым диском. Затем завертывают болты
крепления кожуха к маховику, делая это постепенно, чтобы не
повредить кожух.
Завертывая или отвертывая регулировочные винты рычагов, добиваются того, чтобы размер от торца маховика до головок винтов был равен 51,5 ±0,75 мм. При этом концы всех регулировочных винтов могут отклоняться от плоскости, параллельной торцу маховика, не больше чем на 0,4 мм.
______________________________________________________________________________
Отгрузка запчастей на львовские погрузчики 4014, 40814, 40810, 4081, 41030 производится во все города России: Кемерово, Екатеринбург, Челябинск, Новосибирск, Улан-Удэ, Киров, Пермь, Красноярск, Иркутск, Омск, Барнаул, Томск, Братск, Тюмень, Лысьва, Новокузнецк, Миасс, Серов, Чита, Берёзовский, Междуреченск, Нижний Тагил, Бийск, Минусинск, Сатка, Курган, Вологда, Нижний Новгород, Абакан, Альметьевск, Анапа, Ангарск, Анжеро-Судженск, Апатиты, Арзамас, Армавир, Астрахань, Ачинск, Балаково, Батайск, Белебей, Белово, Белорецк, Бердск, Березники, Благовещенск, Бугуруслан, Бузулук, Великие Луки, Великий Новгород, Волгодонск, Воткинск, Глазов, Дзержинск, Димитровград, Елабуга, Зеленогорск, Зеленодольск, Златоуст, Искитим, Ишим, Ишимбай, Калуга, Каменск-Шахтинский, Санкт-Петербург, Белгород, Орёл, Казань, Ростов-на-Дону, Воронеж, Брянск, Краснодар, Саратов, Мурманск, Тула, Ногинск, Волгоград, Иваново, Пенза, Чебоксары, Волжский, Ярославль, Сыктывкар, Ижевск, Самара, Махачкала, Волжск, Йошкар-Ола, Сокол, Уфа, Архангельск, Тверь, Подольск, Ульяновск, Смоленск, Тольятти, Владикавказ, Петрозаводск, Курск, Владимир, Череповец, Набережные Челны и др.