Система охлаждения двигателя ГАЗ-51, ГАЗ-52
Система охлаждения двигателя ГАЗ-51, ГАЗ-52
львовских погрузчиков АП-4014, 40814, 4045, 4043 - жидкостная,
закрытая, с принудительной циркуляцией, осуществляемой водяным
насосом центробежного типа. Закрытая (герметичная) система
охлаждения уменьшает потери охлаждающей жидкости на испарение до
минимума и поэтому во время эксплуатации не требуется часто доливать
жидкость в радиатор.
Водяной насос двигателя ГАЗ-51, ГАЗ-52 засасывает воду из нижнего,
бачка радиатора и нагнетает ее в водораспределительную трубу,
расположенную вдоль всего блока в верхней его части между цилиндрами
и газовыми каналами клапанов. Из водораспределительной трубы вода
поступает в водяную рубашку цилиндров через шесть вырезов,
расположенных против выпускных клапанов, и интенсивно охлаждает
наиболее горячие места двигателя.
Через отверстия в верхней полости блока и в прокладке головки
цилиндров вода поступает в рубашку головки и далее, в зависимости от
теплового режима двигателя, через термостат и выпускной патрубок
головки цилиндров в верхний бачок радиатора (при прогретом
двигателе) или, минуя радиатор, снова в водяной насос (при
непрогретом двигателе).
Водяной насос (помпа) двигателя ГАЗ-51, ГАЗ-52
Водяной насос ГАЗ-51, ГАЗ-52 львовских автопогрузчиков АП-4014,
40814, 4045, 4043 (фиг.1) центробежного типа. Как видно из рисунка,
валик 4 водяного насоса работает в двух легкосменяемых
шарикоподшипниках 7 (20703-А), снабженных с наружных сторон
войлочными сальниками, предотвращающими вытекание смазки из насоса.
На концах валика сделано по одной лыске. Крыльчатка 2 насоса и
ступица 8 плотно насаживаются на валик отверстиями, соответствующими
сечению концов валика (см. сечение по АА). Благодаря этому
предотвращается их поворачивание относительно валика даже после
многократных разборок.
1. Водяной насос (помпа) ГАЗ-51, ГАЗ-52
1 — болт крепления крыльчатки и ступицы; 2 — крыльчатка; 3—корпус
насоса; 4 — валик; 5 — пресс-масленка: 6—контрольное отверстие для
выхода смазки в корпусе; 7 — подшипники; 6 — ступица вентилятора; 9
— шайбы; 10 — стопорное кольцо в корпусе; 11 — распорная втулка; 12
— контрольное отверстие для выхода воды при течи сальника; 13 —
стопорное кольцо на валике; 14 — пружина сальника; 15 — внутренняя
обойма сальника; 16 — наружная обойма сальника; 17 — резиновая
манжета; 18 — текстолитовая шайба: 19 — замочное кольцо сальника: 20
— штифт крепления ступицы.
Крыльчатка крепится на валике болтом 1. Между головкой болта 1 и
крыльчаткой 2 ставятся две шайбы: плоская, прилегающая к крыльчатке,
и пружинная — с наружными зубьями, прилегающая к головке болта. Для
облегчения снятия крыльчатки с валика при ремонтах сальника в центре
ее имеется отверстие с резьбой для съемника.
Осевые перемещения валика водяного насоса ГАЗ-51, ГАЗ-52 с
напрессованными на него подшипниками относительно корпуса
предотвращаются стопорным кольцом 10. Полость корпуса насоса
уплотняется сальником, помещенным в хвостовике крыльчатки и
состоящим из резиновой манжеты 17, текстолитовой шайбы 18, пружины
14 и двух обойм 15 и 16. Сальник вращается вместе с крыльчаткой, в
прорези которой входят выступы текстолитовой шайбы.
Текстолитовая шайба, прижимаясь пружиной к торцовой плоскости
корпуса насоса, предотвращает вытекание воды из рабочей полости
насоса. Резиновая манжета препятствует протеканию воды через зазор
между валиком и текстолитовой шайбой. Вода, просочившаяся через
изношенный сальник, стекает наружу через контрольное отверстие 12 в
корпусе насоса.
В случае подтекания воды через отверстие 12, сальник следует
отремонтировать. Для этого необходимо выпрессовать крыльчатку и
сменить изношенные детали. Закупоривать в этом случае контрольное
отверстие нельзя, иначе вода неизбежно проникает в шарикоподшипники
и выведет их из строя.
Ступица 8 крепится на валике болтом аналогично крыльчатке или
штифтом 20. Между головкой болта и ступицей ставятся две шайбы:
плоская и пружинная.
Смазка к шарикоподшипникам поступает через угловую масленку 5; ее
подают до тех пор, пока смазка не покажется из контрольного
отверстия 6.
Вентилятор ГАЗ-51, ГАЗ-52 — четырехлопастный, диаметр его — 450 мм.
Вместе с приводным шкивом вентилятор закрепляется на ступице 8 и при
вращении обеспечивается надежное охлаждение наружных стенок водяной
рубашки двигателя и всех агрегатов и приборов, помещающихся под
капотом.
Насос водяной (помпа) ГАЗ-52 в сборе 12-1307010-12
(погрузчик АП-4014, 40814, 4045, 4043)
1 - Гайка М10х1 250976-П8
2 - Шплинт 3х20 258039-П
3 - Шайба 252006-П8
4 - Ступица шкива насоса 12-1307024-В
5 - Кольцо стопорное 66-1307028
6 - Подшипник передний 20803 (53-1307027)
7 - Втулка распорная 12-1307025
8 - Подшипник задний 20703-А (12-1307027)
9 - Болт М10х65 201295-П8
10 - Корпус насоса 12-1307015-Д
11 - Прокладка 12-1307048
12 - Масленка 11-А-45 264030-П8
13 - Шайба 252136-П2
14 - Болт М10х45 201290-П8
15 - Валик в сборе 13-1307019-11
16 - Кольцо стопорное 52-1307029
17 - Валик 13-1307023-21
18 - Болт М8х14 201238-П8
19 - Шайба 252175-П8
20 - Шайба 292277-П8
21 - Крыльчатка с сальником в сборе 12-1307030-Б1
22 - Крыльчатка 12-1307032-Б1
23 - Кольцо манжеты 11-8528-Б
24 - Пружина сальника 12-1307034-А2
25 - Обойма сальника 12-1307052-Б
26 - Манжета сальника 11-8515-А3
27 - Шайба уплотнительная 12-1307041-А3
28 - Кольцо стопорное 12-1307042
Радиатор двигателя ГАЗ-51, ГАЗ-52
Радиатор ГАЗ-51, ГАЗ-52 (рис. 2) львовских погрузчиков АП-4014,
40814, 4045, 4043 состоит из латунных плоских трубок, расположенных
вертикально в три ряда (в шахматном порядке). Для увеличения
охлаждающей поверхности к трубкам по всему их периметру припаяны
горизонтальные пластины. Верхний и нижний бачки радиатора
изготовлены из листовой латуни.
В радиаторе над нижним бачком имеется отверстие для прохода пусковой
рукоятки. В наливную горловину верхнего бачка радиатора впаян конец
контрольной пароотводной трубки, которая проходит вниз с правой
стороны радиатора. Наливная горловина герметически закрывается
пробкой.
2. Радиатор ГАЗ-51, ГАЗ-52
1— сливной кран котла пускового подогревателя; 2 — соединительное
звено; 3 — пальцы соединительного звена; 4— рычаг управления сливным
краном котла пускового подогревателя; 5— шланги отводящей трубы
радиатора; 6—отводящая труба радиатора; 7 — термостат 8— прокладка;
9—выпускной патрубок головки цилиндров; 10—-гайка; 11-хомутик
подводящего шланга; 12—винт; 13 — шланг радиатора подводящий;
14—радиатор в сборе; 15— пробка радиатора; 16— кожух вентилятора;
17— болт крепления радиатора; 18— пружинная шайба; 19 — защелка
рычага управления сливного крана котла пускового подогревателя; 20 —
болты; 21 — кронштейн рычага управления сливного крана котла
пускового подогревателя; 22— сливной кран радиатора.
Во избежание повреждения радиатора ГАЗ-51, ГАЗ-52, которое неизбежно
в герметически закрытой системе при повышении давления внутри ее
(при кипении воды) или при образовании разрежения (в результате
конденсации пара), в пробке радиатора имеются два клапана 2 и 9,
соединяющих систему охлаждения с атмосферой. Оба клапана снабжены
прокладками 7 и 8.
Выпускной клапан 2 открывается при избыточном давлении в системе в
0,28—0,38 кг/см2, поэтому температура кипения воды в радиаторе
повышается до 108° С и тем самым обеспечивается работа системы без
кипения и убыли воды на повышенном тепловом режиме.
При превышении указанной температуры вода в радиаторе ГАЗ-51, ГАЗ-52
начинает закипать, выпускной клапан под давлением пара открывается,
и пар выходит наружу через контрольную пароотводную трубку.
Впускной клапан 9 открывается во время остывания системы охлаждения,
обеспечивая доступ воздуха в систему, когда разрежение в ней
достигает 0,01—0,12 кг1см .
Нормальная работа пробки и ее клапанов возможна только при исправных
прокладках 7 и 8.
На боковине радиатора расположены угольники, которыми он крепится к
промежуточной рамке, опирающейся через резиновые прокладки на два
кронштейна, приклепанные к передней поперечине рамы. Перед
радиатором на четырех болтах укреплен масляный радиатор для
охлаждения масла.
Чтобы выпустить охлаждающую жидкость из системы охлаждения ГАЗ-51,
ГАЗ-52, надо открыть два крана, один из которых помещается на нижнем
бачке радиатора, а другой — в нижней части котла пускового
подогревателя. Кран на котле пускового подогревателя открывается и
закрывается ручкой, расположенной рядом с краном радиатора.
Радиатор ГАЗ-51, ГАЗ-52 51А-1301010 (погрузчик АП-4014,
40814, 4045, 4043)
1 - Хомут в сборе 4000-1303029
2 - Лента стяжная 4000-1303028
3 - Пряжка 4000-1303027
4 - Шплинт 258079
5 - Кожух вентилятора в сборе 4045М-1309010
6 - Радиатор в сборе 51А-1301010
7 - Пробка радиатора 52-1304010
8 - Рамка радиатора 4081-130210
9 - Гайка М12х1,25 250977
10 - Болт М8х16 2014154
11 - Шплинт 3,2х20 258039
12 - Гайка М6 250508
13 - Шайба 6 252134
14 - Шайба 8 252135
15 - Болт М8х22 201457
16 - Тяга 40810-1305035
17 - Гайка М10 250512
18 - Шайба 10 252006
19 - Прокладка 4014-1300041
20 - Втулка 20-1001095
21 - Прокладка 81-8401070
22 - Шайба 12 293354
23 - Болт 2М12х1,25х45 4081-1302085
30 - Кран 4081-1302030
25 - Болт М6х12 201416
28 - Шланг Отводящий 40180-1303038
29 - Труба отводящая 40810-1303020
32 - Шланг подводящий 40810-1303050
31 - Шланг отводящий 51А-1303030
26 - Шланг 40810-1303040
27 - Угольник 40810-1303035
33 - Угольник 4014-4617200
34 - Шланг отводящий 40810-13030342
24 - Пробка КГ 1/4 262542-П42
При сливе воды необходимо открывать пробку радиатора, так как
система водяного охлаждения герметичная. Необходимо также каждый раз
(особенно в холодное время года) проверять, полностью ли слита вода
из системы. Так как отверстия кранов могут быть закупорены осадком,
образовавшимся в системе охлаждения, или пробками льда (зимой), их
следует во время слива воды прочищать проволокой.
Регулировка натяжения ремня вентилятора ГАЗ-51, ГАЗ-52
Нормальная работа системы охлаждения ГАЗ-51, ГАЗ-52 обеспечивается
соответствующим натяжением приводного ремня вентилятора и
генератора. Натяжение этого ремня регулируется (рис. 3)
поворачиванием генератора относительно болтов А его крепления.
3. Регулировка натяжения ремня вентилятора
Перед регулировкой надо отпустить болт Б установочной планки
генератора.
Натяжение ремня должно быть таким, чтобы при нажатии большим пальцем
руки на его середину между шкивами вентилятора и генератора прогиб
ремня был в пределах 12—18 мм. При двух ремнях эту проверку следует
производить для каждого ремня в отдельности.
Слишком сильное натяжение ремня приводит к увеличению нагрузки на
подшипники валика водяного насоса и вала генератора, а также к
преждевременному износу ремня.
Слишком слабое натяжение ремня вызывает проскальзывание его на
шкивах и повышенный износ. Кроме того, при проскальзывании ремня
уменьшаются обороты вентилятора и водяного насоса, а также
генератора, что может послужить причиной закипания воды в системе
охлаждения и снижения отдачи тока генератором.
______________________________________________________________________________
Отгрузка запчастей на львовские погрузчики 4014, 40814, 40810, 4081, 41030 производится во все города России: Кемерово, Екатеринбург, Челябинск, Новосибирск, Улан-Удэ, Киров, Пермь, Красноярск, Иркутск, Омск, Барнаул, Томск, Братск, Тюмень, Лысьва, Новокузнецк, Миасс, Серов, Чита, Берёзовский, Междуреченск, Нижний Тагил, Бийск, Минусинск, Сатка, Курган, Вологда, Нижний Новгород, Абакан, Альметьевск, Анапа, Ангарск, Анжеро-Судженск, Апатиты, Арзамас, Армавир, Астрахань, Ачинск, Балаково, Батайск, Белебей, Белово, Белорецк, Бердск, Березники, Благовещенск, Бугуруслан, Бузулук, Великие Луки, Великий Новгород, Волгодонск, Воткинск, Глазов, Дзержинск, Димитровград, Елабуга, Зеленогорск, Зеленодольск, Златоуст, Искитим, Ишим, Ишимбай, Калуга, Каменск-Шахтинский, Санкт-Петербург, Белгород, Орёл, Казань, Ростов-на-Дону, Воронеж, Брянск, Краснодар, Саратов, Мурманск, Тула, Ногинск, Волгоград, Иваново, Пенза, Чебоксары, Волжский, Ярославль, Сыктывкар, Ижевск, Самара, Махачкала, Волжск, Йошкар-Ола, Сокол, Уфа, Архангельск, Тверь, Подольск, Ульяновск, Смоленск, Тольятти, Владикавказ, Петрозаводск, Курск, Владимир, Череповец, Набережные Челны и др.