Коробка переключения передач ГАЗ-53
Коробка передач КПП ГАЗ-53 установленная на
львовских погрузчиках АП-4014, 40814, 4081, 40810, 40811, 40816,
41015, 41030 Лев (рис. 1) трехходовая, четырехступенчатая. Механизм
коробки передач смонтирован в литом чугунном картере, который
крепится к картеру сцепления при помощи четырех шпилек, ввернутых в
картер сцепления. Центрирование коробки относительно сцепления
обеспечивается фланцем крышки первичного вала.
Рис. 1. Коробка передач ГАЗ-53
1 — первичный вал; 2 — выключатель света заднего хода; 3 — шарик
фиксатора; 4 — рычаг переключения передач; 5, 13 — шестерни III
передачи; 6, 12 — шестерни II передачи; 7, 10 —
шестерни I передачи и заднего хода; 8 — сапун; 9 — вторичный вал; 11
— блок шестерен заднего хода; 14 — картер; 15 — шестерня привода
промежуточного вала; 16 — промежуточный
вал; 17 — муфта
Картер КПП ГАЗ-53 имеет на правой стенке люк, который закрыт
штампованной крышкой. Под крышку поставлена паронитовая прокладка.
Маслоналивное отверстие находится с левой стороны картера, а сливное
отверстие располагается в нижней части картера. В эти отверстия
ввертываются резьбовые конические пробки.
Первичный вал КПП ГАЗ-53 установлен на двух подшипниках. Передний
подшипник смонтирован в гнезде коленчатого вала двигателя, задний —
в передней стенке картера коробки передач и закреплен гайкой,
навернутой на резьбу вала. Первичный вал с помощью шлицев соединен с
ведомым диском сцепления.
На заднем конце первичного вала имеются два зубчатых венца: один с
косыми зубьями, находящийся в постоянном зацеплении с зубьями
большого венца 15 блока шестерен промежуточного вала, и другой венец
с прямыми зубьями, которые при включении прямой передачи входят в
зацепление с муфтой.
На прямозубом венце первичного вала предусмотрена выемка, которая
необходима для монтажа собранного первичного вала в картере коробки
передач после установки в нем блока шестерен промежуточного вала. От
осевого перемещения вперед первичный вал стопорится крышкой, а от
перемещения назад - упорным кольцом, вставленным в канавку
шарикоподшипника.
Вторичный вал коробки передач ГАЗ-53 львовских погрузчиков АП-4014,
40814, 4081, 40810, 40811, 40816, 41015, 41030 Лев установлен на
двух подшипниках: на роликовом цилиндрическом, расположенном в
гнезде первичного вала, и на шарикоподшипнике, размещенном в задней
стенке картера. Роликоподшипник состоит из свободных роликов (без
сепаратора).
В осевом направлении передние концы роликов фиксируются буртиком
первичного вала, а задние— упорной плоской шайбой, свободно
вставленной в гнездо подшипника и застопоренной разрезным пружинным
кольцом, которое установлено в канавке.
На заднем конце вала за шарикоподшипником
установлены и затянуты гайкой ведущая шестерня привода спидометра,
фланец и шайба. Гайка кернится в паз вала. В средней части вал имеет
эвольвентные шлицы, по внутренней шлифованной поверхности которых
центрируется шестерня 7.
На гладкой шейке вторичного вала коробки передач ГАЗ-53 свободно
поставлена шестерня 2-ой передачи, которая имеет два зубчатых венца:
первый с косым зубом для постоянного зацепления с
соответствующим венцом промежуточного вала и второй с прямым зубом
для зацепления с шестерней при включении 2-ой передачи.
На переднем конце вторичного вала установлены и фиксируются
стопорным кольцом: шлицованная ступица, стальная каленая втулка и
шайба, упирающаяся в торец шейки, на которой вращается шестерня 2-ой
передачи. Втулка посажена на вал плотно и фиксируется от
проворачивания стопорным штифтом, один конец которого запрессован во
втулку, а второй утоплен в шлицевой паз вторичного вала. На втулку
свободно установлена шестерня 3-ей передачи.
Для смазки трущихся поверхностей шестерен 2 и 3 передач имеются
канавки на торцах шестерен и радиальные отверстия, на наружной
поверхности втулки и вала (для 2-ой передачи) нарезаны спиральные
канавки. Для предотвращения задиров отверстия шестерен снабжены
бронзовыми втулками. Втулки растачиваются в сборе с шестернями.
От осевого перемещения вторичный вал стопорится задней крышкой и
упорным кольцом, установленным в канавке шарикоподшипника.
Промежуточный вал КПП ГАЗ-53 львовских погрузчиков АП-4014, 40814,
4081, 40810, 40811, 40816, 41015, 41030 Лев выполнен в виде блока
четырех шестерен и вращается на роликовом и шариковом подшипниках.
Шестерни 12, 13, 15 косозубые, находятся в
постоянном зацеплении с шестернями 1 (первичного), 5, 6 вторичного
валов. Шестерня 10 (прямозубая) зацепляется с шестерней 7 при
включении 1-ой передачи и с большой шестерней блока 11 при включении
заднего хода.
Промежуточный вал фиксируется от перемещения крышкой и упорным
кольцом шарикоподшипника, который закреплен на валу гайкой. Передний
подшипник промежуточного вала закрыт заглушкой, запрессованной в
картер заподлицо с передней стенкой. Для снятия внутреннего кольца
этого подшипника на торце большого венца имеется выемка.
Передний конец оси блока шестерен заднего хода свободно вставлен в
отверстие внутреннего прилива картера, а задний конец запрессован в
его заднюю стенку.
Ось застопорена штампованной стопорной пластиной, закрепленной
болтом, а также краем прилива на задней крышке промежуточного вала,
закрывающим часть торца оси.
Резьбовое отверстие в оси может быть использовано для выпрессовки ее
из картера.
На оси свободно вращается двухвенцовый блок шестерен, имеющий
сталеалюминиевую втулку. Между зубчатыми венцами имеется кольцевая
канавка, в которую входит вилка включения заднего хода.
Коробка передач 4014Д-1701 (погрузчики АП-4014, 40814, 4081,
40810, 40811, 40816, 41015, 41030 Лев)
Коробка передач в сборе 53А-1700010-06
1 - Гайка 52-1701034
2 - Кольцо упорное 52-1701033
3 - Подшипник 50209К1 (52-1701032-02)
4 - Кольцо блокирующее синхронизатора 52-1701164-02
5 - Ролик 7х17 52-1701182-Б
6 - Пружина синхронизатора 52-1701170
7 - Сухарь синхронизатора 53А-1701171
8 - Муфта скользящая 52-1701118-30
9 - Стопор 52-1701120
10 - Втулка распорная 52-1701115
11 - Втулка шестерни третьей передачи 52-1701117
12 - Шестерня третьей передачи 52-1701113-01
13 - Шайба упорная 52-1701104
14 - Втулка шестерни второй передачи 52-1701109
15 - Шестерня второй передачи в сборе 52-1701111
16 - Шестерня скользящая 52-1701110-31
17 - Вал вторичный 52-1701105-02
18 - Подшипник 50307К2
19 - Кольцо упорное 20-1701034
20 - Шестерня 52-3802033
21 - Прокладка 52-1701021
22 - Крышка 52-1701020
23 - Болт М10х20 201495-П8
24 - Заглушка 52-1701068-А
25 - Подшипник 60-42207 КМ
26 - Блок шестерен 52-1701050-10
27 - Гайка стопорная 52-1701079
27 - Крышка заднего подшипника вторичного вала 66-1701205
29 - Сапун 298429-П
30 - Сальник 51-1701210-А
31 - Болт М10х65 201510-П8
32 - Втулка 52-1701084-10
33 - Блок шестерен заднего хода 52-1701080-21
34 - Фланец вторичного вала 51-1701240-Д
35 - Шайба упорная 53А-1701242
36 - Гайка вторичного вала 52-1701247
37 - Болт М10х25 201497-П8
38 - Крышка 52-1701070
39 - Прокладка 52-1701075
40 - Шайба 252136-П2
41 - Пластина упорная 52-1701092
42 - Ось блока шестерен заднего хода 52-1701090
43 - Пробка К 1/2" А-24452
44 - Прокладка 52-1701203
45 - Картер коробки передач 52-1701015-А
46 - Прокладка 52-1701042-01
47 - Крышка подшипника первичного вала 52-1701040
48 - Скоба 51-1601190-А
49 - Шайба 252155-П2
50 - Болт М8х22 201457-П8
51 - Ступица скользящей муфты 52-1701119
52 - Гайка стопорная вторичного вала 52-1701095-01
53 - Кольцо стопорное 52-1701189
54 - Шайба упорная 52-1701188
55 - Вал первичный 52-1701030-11
Для герметизации коробки передач ГАЗ-53 в ее задней крышке
вторичного вала установлен сальник. Кроме того, на внутренней
поверхности задней крышки нарезана маслосгонная канавка, которая,
сопрягаясь с шейкой фланца вторичного вал а, отводит масло от
сальника.
В верхней части крышки установлен сапун 8, предотвращающий
образование внутри катера избыточного давления, которое вызывает
вытекание масла из коробки передач.
Аналогичная маслосгонная канавка имеется на внутренней поверхности
крышки первичного вала.
С внутренней стороны этой крышки на фланце имеется масляный канал,
по которому масло отводится из полости крышки к сточному отверстию в
передней стенке картера и далее в картер.
Включение 3 и 4 передач осуществляется перемещением муфты до
зацепления внутренних шлиц-муфты с блокирующими венцами
соответственно первичного вала 1 и шестерни 3-ей передачи.
Включение 2-ой передачи осуществляется перемещением шестерни 1-ой
передачи и заднего хода до зацепления ее внутренних шлиц с
блокирующим венцом шестерни 2-ой передачи.
Включение I передачи достигается вводом в зацепление шестерни 1-ой
передачи с венцом 10 блока шестерен промежуточного вала, а включение
заднего хода — введением блока шестерен заднего хода 11 в зацепление
с прямозубым венцом промежуточного вала и с зубчатым венцом шестерни
вторичного вала 7.
Переключение передач ГАЗ-53 производится с помощью рычага 4
качающегося типа, нижний конец которого входит в пазы переводных
головок и вилки, установленных на штоках.
Шаровая опора рычага расположена в сферической части штампованного
колпака и поджимается к его сферической поверхности конической
пружиной.
Колпак удерживается в крышке с помощью запрессованных в горловину
двух цилиндрических штифтов, свободные концы которых входят в
канавки шаровой опоры рычага и
удерживают его от проворачивания вокруг оси.
Для переключения передач в верхней крышке смонтированы три штока,
снабженных фиксаторами 3, обеспечивающими фиксированное положение
вилок на всех передачах, и замковым устройством, предохраняющим
коробку от одновременного включения двух передач. На верхней крышке
над штоком заднего хода установлен выключатель 2 света заднего хода.
Уход за коробкой передач ГАЗ-53 заключается в подтяжке точек
крепления к картеру сцепления и проверке уровня масла в картере,
доливке его и смене в соответствии с картой смазки.
Механизм переключения передач 4014Д-1702 (автопогрузчики
АП-4014, 40814, 4081, 40810, 40811, 40816, 41015, 41030 Лев)
Крышка верхняя коробки передач в сборе 53А-1702010-02
1 - Стопор пружины 52-1702099
2 - Пружина предохранителя 52-1702098
3 - Заглушка 260307-П
4 - Шток переключения заднего хода 52-1702042-Б
5 - Штифт 5х25 258948-П8
6 - Предохранитель включения заднего хода 52-1702097
7 - Головка штока заднего хода 52-1702095-01
8 - Вилка включения заднего хода 52-1702092
9 - Штифт 6х20 290766-П
10 - Рукоятка 51-1703088
11 - Колпак защитный 4014Д-1702128
12 - Колпак рычага 53А-1702126
13 - Рычаг переключения передач 40141-1702114
14 - Пружина рычага 53А-1702122
15 - Болт М10х45 201505-П8
16 - Шток переключения третьей и четвертой передач 53-1702041
17 - Вилка переключения первой и второй передач 53-1702024
18 - Крышка верхняя коробки передач 53А-1702015-02
19 - Винт М10х1х17,5 290766-П
20 - Шток переключения первой и второй передач 53-1702060
21 - Головка штока переключения первой и второй передач 52-1702025
22 - Вилка переключения третьей и четвертой передач 53-1702027
23 - Прокладка верхней крышки 52-1702016
24 - Шарик фиксатора Б 9,525 мм 263014-П
25 - Пружина фиксатора АА-7234
26 - Палец стопорный 52-1702075
27 - Плунжер стопорный 52-1702080
28 - Заглушка 52-1702089-01
29 - Шайба 252136-П2
30 - Болт М10х25 201497-П8
______________________________________________________________________________
Отгрузка запчастей на львовские погрузчики 4014, 40814, 40810, 4081, 41030 производится во все города России: Кемерово, Екатеринбург, Челябинск, Новосибирск, Улан-Удэ, Киров, Пермь, Красноярск, Иркутск, Омск, Барнаул, Томск, Братск, Тюмень, Лысьва, Новокузнецк, Миасс, Серов, Чита, Берёзовский, Междуреченск, Нижний Тагил, Бийск, Минусинск, Сатка, Курган, Вологда, Нижний Новгород, Абакан, Альметьевск, Анапа, Ангарск, Анжеро-Судженск, Апатиты, Арзамас, Армавир, Астрахань, Ачинск, Балаково, Батайск, Белебей, Белово, Белорецк, Бердск, Березники, Благовещенск, Бугуруслан, Бузулук, Великие Луки, Великий Новгород, Волгодонск, Воткинск, Глазов, Дзержинск, Димитровград, Елабуга, Зеленогорск, Зеленодольск, Златоуст, Искитим, Ишим, Ишимбай, Калуга, Каменск-Шахтинский, Санкт-Петербург, Белгород, Орёл, Казань, Ростов-на-Дону, Воронеж, Брянск, Краснодар, Саратов, Мурманск, Тула, Ногинск, Волгоград, Иваново, Пенза, Чебоксары, Волжский, Ярославль, Сыктывкар, Ижевск, Самара, Махачкала, Волжск, Йошкар-Ола, Сокол, Уфа, Архангельск, Тверь, Подольск, Ульяновск, Смоленск, Тольятти, Владикавказ, Петрозаводск, Курск, Владимир, Череповец, Набережные Челны и др.