Коленчатый вал и маховик двигателей ГАЗ-51, ГАЗ-52
Коленвал ГАЗ-51, ГАЗ-52 львовских
погрузчиков АП-4014, 40814, 4045, 4043 откован из углеродистой стали
45 с содержанием углерода 0,45—0,50%. Чтобы разгрузить коренные
подшипники от действия моментов сил инерции, коленчатый вал снабжен
противовесами, откованными за одно целое с его щеками.
Коренных шеек четыре. Работают они в подшипниках с тонкостенными
взаимозаменяемыми вкладышами, залитыми баббитом.
Шатунные шейки коленвала ГАЗ-51, ГАЗ-52 лежат в трех плоскостях,
расположенных под углом 120° одна к другой. В продольном направлении
оси первой, третьей, пятой шеек смещены относительно осей
соответствующих цилиндров на 3 мм назад, а оси второй, четвертой и
шестой шеек и а 3 мм вперед.
Для повышения износостойкости коренные и шатунные шейки подвергают
поверхностной закалке токами высокой частоты на глубину 3—6 мм до
твердости Н= 52-62.
Диаметр шатунных шеек 51.5 -0.02 мм. коренных 64 -0,025 мм. Для
подвода смазки от коренных подшипников к шатунным в валу просверлены
наклонные каналы.
На передний конец коленчатого вала ГАЗ-51, ГАЗ-52 напрессована н
закреплена на шпонке ступица с привернутыми к ней одним или двумя
штампованными из листовой стали шкивами привода генератора, водяного
насоса и вентилятора.
Шкивы коленвала ГАЗ-51, ГАЗ-52 львовских автопогрузчиков АП-4014,
40814, 4045, 4043 прикреплены к ступице шестью болтами. Одно из
крепежных отверстий в ступице и шкивах имеет небольшое угловое
смещение, поэтому шкивы могут быть привернуты к ступице только при
вполне определенном положении. Чтобы быстро найти это положение, на
диске каждого шкива выбита круглая метка. Эта метка должна
находиться над шпоночной канавкой в ступице.
В передний торец коленвала ГАЗ-51, ГАЗ-52 ввернут храповик для пуска
двигателя при помощи пусковой рукоятки. На заднем конце вала имеется
фланец, к которому прикреплен маховик. Для предотвращения подтекания
масла по концам коленчатого вала, выходящим из картера, установлены
сальники.
Сальник переднего конца коленчатого вала ГАЗ-51, ГАЗ-52 работает по
наружной поверхности ступицы шкивов коленчатого вала. Уплотняющим
элементом сальника служит кожаная или резиновая манжета, стягиваемая
кольцом из спиральной пружины. Сальник запрессован в крышку
распределительных шестерен.
Поступление масла к сальнику ограничивается маслоотражателем,
зажатым между торцами распределительной шестерни и ступицы шкивов
коленчатого вала.
Сальник заднего конца коленвала ГАЗ-51, ГАЗ-52, состоящий из двух
полуколец из прографиченного асбестового шнура, уложенного в две
обоймы, работает непосредственно по шейке коленчатого вала. Верхняя
обойма сальника прикреплена болтами к заднему торцу блока, а нижняя
— к крышке коренного подшипника.
Для ограничения поступления смазки к сальнику на конце четвертой
коренной шейки (перед сальником) имеется маслосбрасывающий буртик,
который входит в кольцевую выточку подшипника. Масло, отбрасываемое
буртиком в кольцевую выточку, стекает в масляный картер через
специальное отверстие в крышке подшипника.
Надежная работа сальников коленчатого вала ГАЗ-51, ГАЗ-52 возможна
только при соблюдении специальных приемов во время их установки.
В заднем торце коленчатого вала расточено гнездо для установки
подшипников первичного вала коробки передач.
Для обеспечения уравновешенности двигателя коленвал статически и
динамически балансируют. Неуравновешенный момент на каждом конце
вала не превышает 15 кг/см.
1. Передний упорный подшипник коленвала ГАЗ-51, ГАЗ-52
1 — распределительная шестерня коленчатого вала; 2 — упорная шайба
коленчатого вала; 3— передняя шайба упорного подшипника; 4— задняя
шайба упорного подшипника; 5 — выступ на задней шайбе; 6 — штифт.
Осевые перемещения коленчатого вала ГАЗ-51, ГАЗ-52 воспринимаются
передним коренным подшипником посредством двух упорных шайб 3 и 4
(рис.1), изготовляемых из стальной, залитой баббитом ленты и
устанавливаемых по обе стороны подшипника.
Передняя шайба 3 поверхностью, залитой баббитом, обращена к стальной
упорной шайбе 2, закрепленной на валу с помощью шпонки и прижатой
распределительной шестерней 1 к переднему торцу первой коренной
шейки. Задняя шайба 4 обращена стороной, залитой баббитом к упорному
бурту первой щеки вала. Шайба 2 вращается вместе с коленчатым валом,
шайбы 3 и 4 неподвижны.
Передняя шайба удерживается от вращения двумя штифтами 6,
запрессованными в блок и крышку и входящими в две выемки на шайбе, а
задняя — специальным на заднем торце крышки коренного подшипника.
Величина осевого зазора, определяемая как разность длины передней
коренной шейки и суммы размеров длины подшипника и толщины шайб 3 и
4, составляет 0,075—0,175 мм.
Маховик двигателя ГАЗ-51, ГАЗ-52
Маховик ГАЗ-51, ГАЗ-52 львовских погрузчиков АП-4014, 40814, 4045,
4043 отлит из серого чугуна. Для пуска двигателя стартером на
маховик напрессован зубчатый венец, изготовленный из стали 40,
содержащей 0,38—0,43% углерода. Для повышения износостойкости зубья
венца подвергают поверхностной закалке токами высокой частоты.
Маховик ГАЗ-51, ГАЗ-52 статически балансирует, в результате чего
неуравновешенный момент его не превышает 35 кг/см.
Для установки поршня первого цилиндра в в. м. т. и для установки
зажигания в обод маховика запрессован стальной шарик и по обе
стороны от него нанесено по 12 делений, каждое из которых
соответствует одному градусу поворота коленчатого вала.
При совпадении стрелки в смотровом люке картера сцепления с шариком
поршни первого и шестого цилиндров находятся в в. м. т.
Маховик двигателя ГАЗ-51, ГАЗ-52 прикреплен к фланцу коленчатого
вала четырьмя специальными болтами, плотно посаженными в отверстия
во фланце и маховике. Для обеспечения определенного взаимного
положения маховика и коленчатого вала один из болтов крепления
маховика несколько смещен по окружности.
Чтобы все отверстия в маховике и фланце коленчатого вала совпали,
надо ставить маховик в такое положение, при котором шарик,
запрессованный в его венец, располагался бы примерно под углом в 20°
против часовой стрелки (если смотреть со стороны поверхности трения
маховика) относительно плоскости, проходящей через оси коренных и
первой и шестой шатунных шеек. Гайки болтов маховика шплинтуют
индивидуально.
После сборки коленчатого вала, маховика и сцепления производят
динамическую балансировку этого узла путем высверливания отверстий в
торце маховика со стороны сцепления. В результате балансировки
неуравновешенный момент коленчатого вала в сборе с маховиком и
сцеплением не превышает 70 кг/см. От величины неуравновешенного
момента этого узла в значительной степени зависит плавность, а
следовательно, и срок службы двигателя.
Поэтому разукомплектовывать этот узел, переставляя маховик и
сцепление ГАЗ-51, ГАЗ-52 с одного коленчатого вала на другой, ни в
коем случае нельзя. Для обеспечения возможности установки снятого
сцепления на прежнее место маховик и сцепление на заводе клеймят
метками «О», расположенными на обеих деталях одна против другой
около одного из болтов крепления кожуха сцепления к маховику.
Коленвал с маховиком и сцеплением ГАЗ-52 в сборе
52-04-1005010-01 (львовский погрузчик АП-4014, 40814, 4045, 4043 )
1 - Подшипник первичного вала 60203 (М-7600)
2 - Гайка М11х1 252798-П29
3 - Шайба 11 52-04-1005196
4 - Маховик в сборе 40П-1005115
5 - Обод зубчатый маховика 11-6384-А
6 - Маховик 51-1005120
7 - Комплект вкладышей коренных подшипников 52-04 1000102
8 - Шестерня распределительная 11-6306-А6
9 - Маслоотражатель 21-1005042-Б1
10 - Сальник в сборе 51-1005034-А2
11 - Ступица шкива коленчатого вала 4045М-4618178
12 - Шайба замочная 293554-П8
13 - Винт коленчатого вала 4045М-4618044
14 - Шпонка 6х10 260430-П
15 - Шпонка 8х6 296144-П8
16 - Шайба задняя 11-6309-А6
17 - Шайба передняя 11-6308-А6
18 - Шайба упорная 11-6307
19 - Крышка переднего подшипника 51-1005140
20 - Пружина штифта 51-1005188
21 - Штифт 51-1005142
22 - Втулка штифта 51-1005189
23 - Крышка средних подшипников 11-6332
24 - Шплинт 1,6х275 258285-П
25 - Болт М14х75 291058-П
26 - Шайба 293398-П18
27 - Болт М14х75 291059-П
28 - Пластина запорная 11-6341
29 - Крышка заднего подшипника 51-1005152
30 - Вал коленчатый 11-6303-А3
31 - Прокладка крышки левая 21-1005163
32 - Прокладка крышки правая 21-1005162
33 - Болт М6х12 290489-П
34 - Шайба 252174-П8
35 - Держатель сальника 21-1005160
36 - Набивка сальника 11-6702-А2
37 - Болт М11х1х33 291524-П
38 - Пластина стопорная 53-1005195
Коренные и шатунные подшипники коленвала ГАЗ-51, ГАЗ-52 снабжены
тонкостенными взаимозаменяемыми вкладышами, которые изготовляются из
стальной ленты марки 08, залитой свинцовистым баббитом. Общее
количество вредных примесей в баббите не превышает 0,2%.
2. Шатунные и коренные вкладыши ГАЗ-51, ГАЗ-52
а — вкладыши шатуна; б — вкладыши переднего коренного подшипника; в
— вкладыши двух средних коренных подшипников; г — вкладыши заднего
коренного подшипника.
Вследствие высокой точности изготовления шеек коленчатого вала,
вкладышей и постелей для них в блоке цилиндров и в нижних головках
шатунов вкладыши при ремонте можно заменять, не прибегая к
каким-либо подгоночным операциям (шабровке и т. п.).
В каждый шатунный подшипник устанавливают два одинаковых вкладыша.
От осевых перемещений и проворачивания вкладыши удерживают
фиксирующими выступами, входящими в соответствующие им гнезда в
постелях блока цилиндров и в шатуне.
На рабочей (баббитовой) поверхности вкладышей нет смазочных канавок.
Небольшое отверстие во вкладышах обеспечивает подвод масла к
отверстию в нижней головке шатуна, предназначенному для смазки
цилиндров, кулачков распределительного вала и тарелок толкателей.
Чтобы верхние и нижние вкладыши были взаимозаменяемы, это отверстие
делают во всех шатунных вкладышах.
Вкладыши коренных подшипников ГАЗ-51, ГАЗ-52 отличаются один от
другого по ширине. Вкладыши, предназначенные для установки в один
коренной подшипник, также отличаются один от другого: в центре
верхнего вкладыша (устанавливаемого в блок) сделано отверстие для
подвода смазки к коренной шейке вала из масляного канала, в блоке, в
нижнем вкладыше (устанавливаемом в крышку подшипника) такого
отверстия нет.
Для обеспечения непрерывно и подачи смазки к шатунным подшипникам в
обоих вкладышах каждого коренного подшипника имеются кольцевые
канавки, лежащие в плоскости вращения отверстия масляного канала в
коленвалу.
Во вкладышах заднего коренного подшипника ГАЗ-51, ГАЗ-52 имеется
дополнительная кольцевая канавка, расположенная около заднего их
торца. Эта канавка предотвращает выход большого количества масла из
заднего конца подшипника и ограничивает поступление его к
маслосбрасывающему буртику и сальнику заднего коренного подшипника.
Масло, попавшее в эту канавку, отводится в картер двигателя через
небольшое отверстие во вкладыше крышки, которое сообщается с
отверстием в крышке подшипника.
______________________________________________________________________________
Отгрузка запчастей на львовские погрузчики 4014, 40814, 40810, 4081, 41030 производится во все города России: Кемерово, Екатеринбург, Челябинск, Новосибирск, Улан-Удэ, Киров, Пермь, Красноярск, Иркутск, Омск, Барнаул, Томск, Братск, Тюмень, Лысьва, Новокузнецк, Миасс, Серов, Чита, Берёзовский, Междуреченск, Нижний Тагил, Бийск, Минусинск, Сатка, Курган, Вологда, Нижний Новгород, Абакан, Альметьевск, Анапа, Ангарск, Анжеро-Судженск, Апатиты, Арзамас, Армавир, Астрахань, Ачинск, Балаково, Батайск, Белебей, Белово, Белорецк, Бердск, Березники, Благовещенск, Бугуруслан, Бузулук, Великие Луки, Великий Новгород, Волгодонск, Воткинск, Глазов, Дзержинск, Димитровград, Елабуга, Зеленогорск, Зеленодольск, Златоуст, Искитим, Ишим, Ишимбай, Калуга, Каменск-Шахтинский, Санкт-Петербург, Белгород, Орёл, Казань, Ростов-на-Дону, Воронеж, Брянск, Краснодар, Саратов, Мурманск, Тула, Ногинск, Волгоград, Иваново, Пенза, Чебоксары, Волжский, Ярославль, Сыктывкар, Ижевск, Самара, Махачкала, Волжск, Йошкар-Ола, Сокол, Уфа, Архангельск, Тверь, Подольск, Ульяновск, Смоленск, Тольятти, Владикавказ, Петрозаводск, Курск, Владимир, Череповец, Набережные Челны и др.