Газораспределительный механизм двигателя ГАЗ-51, ГАЗ-52
Клапаны ГАЗ-51, ГАЗ-52
Клапаны двигателя ГАЗ-51, ГАЗ-52 львовских погрузчиков АП-4014,
40814, 4045, 4043 — нижние, расположены с правой стороны блока
цилиндров и приводятся в действие от распределительного вала
толкателями (рис. 1).
1. Распределительный механизм ГАЗ-51, ГАЗ-52
1 - вставное седло выпускного заедания клапана; 2 — направляющая
втулка клапана; 3— выпускной клапан, 4-клапанная пружина; 5 —
тарелка клапанной пружины; 6 — сухарик клапана; 7 — регулировочный
болт толкателя; 8 — контргайка; 9 —толкатель; 10 — распределительный
вал; 11 — впускной клапан.
Впускной клапан ГАЗ-51, ГАЗ-52 изготовлен из хромистой стали 40Х,
выпускной — из жароупорной стали Х9С2. По внешнему виду клапаны
отличаются один от другого диаметром тарелки и наличием у выпускного
клапана под головкой проточки.
Наружный диаметр тарелки впускного толкателя – 34 мм, выпускного –
36 мм. Угол седла обоих клапанов 45°, а высота подъема их 9,2 мм.
Фазы газораспределения при расчетном
зазоре между клапаном и толкателем одинаковом для впускного и
выпускного клапанов, следующие:
- Впускной клапан ГАЗ-51/52 - Открытие 9° до в. м. т. Закрытие 51°
после н. м. т.
- Выпускной клапан ГАЗ-51/52 - Открытие 47° до н. м. т. Закрытие 13°
после в. м. т.
Для обеспечения бесшумной и надежной работы распределительного
механизма львовских погрузчиков АП-4014, 40814, 4045, 4043 величину
зазоров между клапанами и толкателями на холодном двигателе
устанавливают несколько меньше расчетной, а именно: для впускного
клапана 0,23 мм, а для выпускного 0,28 мм.
Надо иметь в виду, что при большей величине зазоров
распределительный механизм работает со стуками, а при меньшей —
падает мощность двигателя, увеличивается расход топлива, а иногда
даже прогорают клапаны.
Для регулировки зазора между клапанами и толкателями ГАЗ-51, ГАЗ-52
в эксплуатации (без снятия двигателя с погрузчика) рекомендуется
снять переднее правое колесо и брызговик
переднего крыла, а регулировку производить из-под крыла.
Для сокращения времени на регулировку
зазоров рекомендуется придерживаться следующего порядка:
- вращая пусковой рукояткой коленчатый вал, поставить
распределительный вал в положение, при котором первый выпускной
клапан будет полностью открыт (когда толкатель поднялся на
максимальную высоту), и в этом положении отрегулировать зазоры
второго, третьего и шестого выпускных, а также первого, третьего и
пятого впускных клапанов;
- повернуть коленчатый вал на один полный оборот (распределительный
вал займет при этом положение, при котором шестой выпускной клапан
будет полностью открыт) и отрегулировать зазоры первого, четвертого
и пятого выпускных, а также второго, четвертого и шестого впускных
клапанов.
Для регулировки зазора необходимо ослабить контргайку болта
толкателя, удерживая при этом вторым ключом толкатель от
проворачивания.
Затем, продолжая удерживать толкатель, надо вращать регулировочный
болт в нужном направлении до получения требуемого зазора по щупу.
После окончания регулировки следует
возможно сильнее затянуть контргайку регулировочного болта.
2. Креплений тарелки клапанной пружины
1— тарелка клапанной пружины; 2 — стержень клапана; 3— сухарики
На головках клапанов двигателя ГАЗ-51, ГАЗ-52 львовских
автопогрузчиков АП-4014, 40814, 4045, 4043 имеются пазы под
отвертку, используемые при притирке клапанов.
В нижней части стержня 2 клапана (рис. 2) имеется выточка, в которую
входят своими выступами два сухарика 3 тарелки клапанной пружины.
Наружная поверхность сухариков коническая, точно соответствующая
коническому гнезду в тарелке клапанной пружины.
Под действием клапанной пружины тарелка садится на сухарики, запирая
их, и сама удерживается сухариками от перемещения вниз. Нижние торцы
стержней клапанов имеют большую твердость.
Оба клапана работают в сменных направляющих втулках из серого
чугуна, окончательно обрабатываемых после запрессовки в блок. Схема
расположения клапанов показана на рис. 3.
3. Схема расположения клапанов ГАЗ-51, ГАЗ-52
Клапанные пружины для впускных и выпускных клапанов одинаковые,
изготовлены из специальной закаленной в масле пружинной проволоки
марки С-65 диаметром 4,1 мм.
4– Клапанная пружина ГАЗ-51, ГАЗ-52
Для уменьшения склонности пружин к вибрации, возникающей при
некоторых числах оборотов двигателя, пружины сделаны с переменным
шагом навивки, а следовательно с переменной (возрастающей)
жесткостью (рис. 4).
Конец пружины с меньшим шагом навивки должен быть обращен вверх, к
блоку, а с большим — вниз, к тарелке клапанной пружины. Неправильная
установка пружин может стать причиной их преждевременной поломки.
Усилие клапанной пружины при сжатии ее до 44,5 мм равно 18,4—21,1
кг, а при сжатии до 37,5 мм — 46,2—49 кг. Для увеличения усталостной
прочности клапанные пружины подвергают дробеструйной обработке.
Клапаны ГАЗ-51, ГАЗ-52 (погрузчик АП-4014, 40814, 4045,
4043)
1 - Втулка направляющая клапана 12-1007032-А4
2 - Седло выпускного клапана 21-1007080-А
Седло выпускного клапана увеличенное на 0,05мм 21-1007080-РП
Седло выпускного клапана увеличенное на 0,25мм 21-1007080-ВР
3 - Клапан выпускной 51А-1007010
4 - Клапан выпускной 63-1007015-01
5 - Пружина клапана 70-6513
6 - Тарелка пружины клапана 11-6514-А1
7 - Сухарь клапана
8 - Толкатель в сборе 12-1007045
9 - Болт регулировочный 12-1007075-Б2
10 - Гайка 12-1007076
11 - Толкатель 12-1007055-Б2
Толкатели клапана ГАЗ-51, ГАЗ-52— тарельчатые, стальные с
наплавленной легированным отбеленным чугуном тарелкой. Рабочая
поверхность тарелки отшлифована по сфере, радиус которой равен 750
мм.
Для предотвращения образования задиров на тарелках толкателей и
кулачках распределительного вала во время приработки этой пары
поверхность тарелки толкателей фосфатируют.
В верхней части стержня толкателя имеется отверстие для
регулировочного болта и две лыски для удерживания толкателя от
проворачивания при регулировке зазора между клапаном
и толкателем. Регулировочный болт толкателя стопорят в нужном
положении контргайкой.
Торцовая (рабочая) поверхность головки регулировочного болта
отшлифована по сфере радиусом 110 мм и для повышения износостойкости
подвергнута поверхностной закалке токами высокой частоты до
твердости HRC — 55 - 60. Сферическая поверхность головки
регулировочного болта исключает возможность контакта его со стержнем
клапана по кромке и работы клапана с перекосами в направляющей
втулке. Если бы головка была плоской, такой контакт был бы возможен
при перекосах осей направляющих клапанов, и толкателей.
Распределительный вал ГАЗ-51, ГАЗ-52
Распредвал двигателя ГАЗ-51, ГАЗ-52 львовских автопогрузчиков
АП-4014, 40814, 4045, 4043 кованый, изготовлен из стали 40,
содержащей 0,40—0,45% углерода. Вал работает в четырех подшипниках,
снабженных втулками из сталебаббитовой ленты. Подшипники
распределительного вала окончательно обрабатывают после запрессовки
втулок в блок.
Расположены подшипники в верхней правой части картера. Для удобства
обработки подшипников и установки распределительного вала опорные
шейки распределительного вала делают различных диаметров. Диаметр
первой шейки равен 52 мм, второй 51 мм, третьей 50 мм и четвертой 48
мм.
Профили впускных и выпускных кулачков одинаковы. Их расположение по
длине распредвала ГАЗ-51, ГАЗ-52 соответствует расположению
клапанов, показанному на рис. 3.
Кулачки по ширине шлифуют на конус, назначение которого сообщать
вращение толкателям. Конусность 7'/г—124 2'. Вследствие наличия
сферы на рабочей поверхности тарелки толкателя, а также конуса по
ширине кулачков точка касания тарелки с кулачком несколько смещена
относительно оси вращения толкателя.
Это смещение способствует вращению толкателей во время работы, чем
достигается равномерный износ их стержней и тарелок (рис. 4).
4. Схема работы толкателя клапана ГАЗ-51, ГАЗ-52
Так как меньшее основание конуса кулачка направлено в сторону
передней опорной шейки, толкатели вращаются против часовой стрелки.
Поэтому сила трения между толкателем и кулачком при соприкосновении
толкателя со стержнем клапана стремится завертывать болт в
толкатель.
За одно целое с распределительным валом ГАЗ-51, ГАЗ-52 выполнены
шестерня привода масляного насоса, расположенная в средней его
части, и эксцентрик привода бензинового насоса, расположенный между
кулачками выпускного и впускного клапанов первого цилиндра.
Распределительный вал ГАЗ-51, ГАЗ-52 приводится во вращение парой
цилиндрических шестерен со спиральными зубьями. Для обеспечения
бесшумности работы шестерню распределительного вала изготовляют из
текстолита (со стальной ступицей), шестерню коленчатого вала — из
стали.
В обеих шестернях имеются резьбовые отверстия, служащие для снятия
шестерен съемником. Снаружи шестерни закрыты крышкой, отштампованной
из листовой стали.
5. Установка распределительных шестерен и места
предварительного крепления пластины крышки распределительных
шестерен ГАЗ-51, ГАЗ-52
1 — гайка предварительного крепления пластины; 2 — болты.
Для обеспечения правильности фаз газораспределения необходимо
шестерни установить так, чтобы метка «О» на зубе шестерни
коленчатого вала приходилась против риски у впадин
зубьев шестерни распредвала ГАЗ-51, ГАЗ-52 (рис. 5).
От осевых перемещений распределительный вал удерживается стальным
упорным фланцем 2 (рис. 6), привернутым двумя болтами 3 к переднему
торцу блока. Этот фланец помещается между торцом первой опорной
шейки 5 распределительного вала и ступицей распределительной
шестерни 1.
6. Передний упорный подшипник распредвала ГАЗ-51, ГАЗ-52
1 — распределительная шестерня; 2 — упорный фланец; 3 — болт; 4 —
распорное кольцо; 5 — первая опорная шейка распределительного вала.
Толщина опорного фланца на 0,1—0,2 мм меньше толщины распорного
кольца 4, зажатого между торцами шейки вала и ступицы шестерни.
Разницей в толщине этих двух деталей
обеспечивается необходимый осевой зазор распределительного вала.
Этот зазор показан на фиг. 7 сверху.
Вал распределительный ГАЗ-51, ГАЗ-52 (автопогрузчик АП-4014,
40814, 4045, 4043)
1 - Шайба 252135-П2
2 - Болт М8х20 201456-П2
3 - Кольцо распределительного вала
4 - Фланец распределительного вала
5 - Вал распределительный 40П-1006015
6 - Втулки распределительного вала ВК12-1000103
7 - Шпонка 5х22 260417-П
8 - Болт М6х12 290489-П
9 - Шайба 252174-П8
10 - Скоба 12-1006267
11 - Болт М12х1,25х25 201561-П
12 - Шайба 252177-G8
13 - Шайба
14 - Трубка 49-1006049
15 - Шестерня распределительного вала 11-6256-А4
Газопровод ГАЗ-51, ГАЗ-52 (погрузчик АП-4014, 40814, 4045,
4043)
1 - Гайка М8х1 250503-П29
2 - Шайба 252135-П29
1 - Гайка М8х1 250503-П29
3 - Прокладка 53Ф-1107015
4 - Втулка направляющая 51А-1008130
5 - Шпилька М8х72 216331-П2
6 - Прокладка газопровода средняя 12-1008080
7 - Прокладка газопровода крайняя 12-1008084
9 - Шайба 293318-П
8 - Шпилька М10х1,25х30 291798-П
10 - Гайка М10х1 292782-П
11 - Труба впускная 40П-1008015
12 - Пластина подогрева смеси 12-1008020-Б1
13 - Прокладка 12-1008019-21
14 - Шпилька М10х1х82 291814-П
15 - Шайба нижняя 293236-П
16 - Шайба верхняя 252004-П8
17 - Шпилька М6х0,75х14 291678-П
18 - Гайка М6х0,75 250533-П
19 - Коллектор выпускной 51-1008026
20 - Коллектор выпускной в сборе 51-1008024-Б
21 - Газопровод двигателя в сборе 53Ф-1008010
______________________________________________________________________________
Отгрузка запчастей на львовские погрузчики 4014, 40814, 40810, 4081, 41030 производится во все города России: Кемерово, Екатеринбург, Челябинск, Новосибирск, Улан-Удэ, Киров, Пермь, Красноярск, Иркутск, Омск, Барнаул, Томск, Братск, Тюмень, Лысьва, Новокузнецк, Миасс, Серов, Чита, Берёзовский, Междуреченск, Нижний Тагил, Бийск, Минусинск, Сатка, Курган, Вологда, Нижний Новгород, Абакан, Альметьевск, Анапа, Ангарск, Анжеро-Судженск, Апатиты, Арзамас, Армавир, Астрахань, Ачинск, Балаково, Батайск, Белебей, Белово, Белорецк, Бердск, Березники, Благовещенск, Бугуруслан, Бузулук, Великие Луки, Великий Новгород, Волгодонск, Воткинск, Глазов, Дзержинск, Димитровград, Елабуга, Зеленогорск, Зеленодольск, Златоуст, Искитим, Ишим, Ишимбай, Калуга, Каменск-Шахтинский, Санкт-Петербург, Белгород, Орёл, Казань, Ростов-на-Дону, Воронеж, Брянск, Краснодар, Саратов, Мурманск, Тула, Ногинск, Волгоград, Иваново, Пенза, Чебоксары, Волжский, Ярославль, Сыктывкар, Ижевск, Самара, Махачкала, Волжск, Йошкар-Ола, Сокол, Уфа, Архангельск, Тверь, Подольск, Ульяновск, Смоленск, Тольятти, Владикавказ, Петрозаводск, Курск, Владимир, Череповец, Набережные Челны и др.