Блок цилиндров и головка блока двигателей ГАЗ-51, ГАЗ-52
Блок цилиндров двигателя ГАЗ-51,
ГАЗ-52
Цилиндры двигателя ГАЗ-51, ГАЗ-52 и верхняя часть картера львовских
погрузчиков АП-4014, 40814, 4045, 4043 отлиты из серого чугуна в
виде одной детали, называемой блоком цилиндров. Цилиндры расположены
в блоке вертикально в ряд.
Для уменьшения износа цилиндров в верхнюю их часть, больше всего
подверженную коррозионному износу, запрессованы сухие гильзы из
кислотоупорного чугуна. Длина гильзы 50 мм, толщина стенки 2 мм.
Гильзы повышают износостойкость цилиндров в 2— 3 раза и тем самым
существенно увеличивают срок службы двигателя между ремонтами.
Впускные и выпускные каналы в блоке ГАЗ-51, ГАЗ-52 выполнены для
каждого цилиндра отдельно и расположены в такой последовательности,
при которой обеспечивается наибольшая равномерность наполнения
цилиндров горючей смесью.
Седла выпускных клапанов ГАЗ-51, ГАЗ-52 вставные, изготовлены из
специального жароупорного чугуна большой твердости; седла впускных
клапанов выполнены непосредственно в теле блока.
Для обеспечения надежного охлаждения цилиндры по всей высоте
окружены водяной рубашкой, что способствует существенному улучшению
смазки цилиндров и сопряженных с ними поршней и поршневых колец, а
следовательно, и уменьшению износа этих деталей.
С левой стороны блока цилиндров ГАЗ-51, ГАЗ-52, в месте сопряжения
водяной рубашки с верхней частью картера, по всей его длине проходит
масляный канал (продольный), который с обоих концов закрыт
коническими резьбовыми пробками. Продольный масляный канал
соединяется четырьмя поперечными масляными каналами (тоже
сверлеными) с подшипниками распределительного и коленчатого валов.
Снаружи поперечные масляные каналы (кроме второго) также закрыты
коническими резьбовыми пробками.
В верхней части картера ГАЗ-51, ГАЗ-52 расположены четыре коренных
подшипника коленчатого вала, ось которых для уменьшения бокового
давления поршней на стенки цилиндров смещена относительно оси
цилиндров вправо (в сторону распределительного вала) на 3 мм.
Крышки коренных подшипников плотно входят в пазы (замки). Каждая
крышка коренного подшипника прикреплена к блоку двумя болтами,
головки которых на первом, втором и третьем подшипниках
зашплинтованы проволокой, а на четвертом — специальной запорной
пластиной.
Следует помнить, что крышки коренных подшипников окончательно
обрабатывают совместно с блоком цилиндров ГАЗ-52, поэтому при
ремонте двигателя крышки с одного блока нельзя ставить на другой.
Нельзя также менять местами крышки средних коренных подшипников
одного и того же блока.
Для исключения ошибок при установке крышки средних коренных
подшипников клеймят на заводе порядковым номером коренной шейки или
буквами, выбиваемыми на торце крышки и на нижней плоскости блока
вблизи паза под крышку. Крышки переднего и заднего коренных
подшипников не клеймят, так как по своим размерам и форме они не
могут быть перепутаны местами.
К задней плоскости блока цилиндров ГАЗ-51, ГАЗ-52 шестью болтами
привернут картер сцепления. Картер сцепления фиксируется на блоке
двумя установочными штифтами.
Для обеспечения соосности коленчатого вала с первичным валом коробки
передач заднюю плоскость и отверстие, центрирующее коробку передач в
картере сцепления, окончательно обрабатывают в сборе с блоком.
Поэтому картеры сцеплений ГАЗ-51, ГАЗ-52 нельзя переставлять с
одного блока на другой.
Чтобы не нарушать полученную в результате совместной обработки
точность, не рекомендуется вообще отделять без особой необходимости
картер сцепления от блока. Следует учитывать, что устанавливать и
снимать коленчатый вал, маховик и сцепление можно не отделяя картер
сцепления от блока.
Головка блока цилиндров двигателей ГАЗ-51, ГАЗ-52
Головка блока цилиндров ГАЗ-51, ГАЗ-52 львовских автопогрузчиков
АП-4014, 40814, 4045, 4043 съемная, общая для всех цилиндров, отлита
из алюминиевого сплава. Высокая теплопроводность алюминиевого
сплава, а также форма камеры сгорания обеспечивают мягкую (без
детонации) и устойчивую работу двигателя при относительно высокой
степени сжатия и среднем качестве топлива.
Между блоком цилиндров ГАЗ-51, ГАЗ-52 и головкой имеется
железо-асбестовая уплотняющая прокладка, покрытая с обеих сторон
графитом. Толщина прокладки в сжатом состоянии примерно 1,5 мм. Окна
для камер сгорания и водяные отверстия в прокладке окантованы
листовой жестью толщиной 0,25 мм.
Для предотвращения приставания асбеста к блоку и головке при
повторной постановке прокладки на место ее рекомендуется
дополнительно натирать с обеих сторон порошком графита.
Головка ГАЗ-51, ГАЗ-52 прикреплена к блоку цилиндров 33 шпильками.
Большое число шпилек придает головке необходимую жесткость и
обеспечивает надежность работы прокладки. Для уменьшения удельного
давления под гайки, соприкасающиеся непосредственно с головкой,
установлены плоские стальные шайбы.
Порядок затягивания гаек крепления головки ГАЗ-51, ГАЗ-52 к блоку
цилиндров имеет большое значение для обеспечения надежности работы
прокладки головки.
Во время работы двигателя на поверхности камер сжатия откладывается
слой нагара, приводящего к появлению детонации, систематическим
перегревам, увеличению расхода топлива.
Отложение нагара обнаруживается по необходимости часто переходить на
низшие передачи даже на небольших подъемах, преодолеваемых обычно на
прямой передаче. Поэтому нагар с головки блока цилиндров надо
периодически снимать.
Если применять бензины и масла надлежащих сортов и качества,
содержать в исправном состоянии двигатель и поддерживать
рекомендуемый тепловой режим его работы (80 —90° С), отложение
нагара будет столь незначительным, что нагар не будет оказывать
заметного влияния на работу двигателя в течение длительного времени.
Однако при нарушении этих условий толстый слой нагара на поверхности
камер сгорания и на днищах поршней может образоваться довольно
быстро.
Блок цилиндров ГАЗ-51, ГАЗ-52 (погрузчик АП-4014, 40814,
4045, 4043)
1 - Блок цилиндров ГАЗ-52 с крышками подшипников коленчатого вала
52-04-10020
2 - Трубка 70-6748
3 - Гайка М6 251104-П8
4 - Патрубок в сборе 52-04-1002130
5 - Крышка в сборе 52-04-1002145
6 - Патрубок маслоналивной 52-04-1002135
7 - Хомут патрубка 51-1002165-Б
8 - Винт М6х20 222527-П8
9 - Кронштейн патрубка 51-1002161-Г
10 - Трубка водораспределительная 12-1002032-Б4
11 - Шпилька М8х1х20 216234-П
12 - Прокладка 12-1002050-А
13 - Пластина 51-1002045
14 - Шайба 252135-П8
15 - Прокладка 70-6020
16 - Крышка в сборе 51-1002058-А2
17 - Сальник 51-1005034-А2
18 - Крышка 51-1002060-А
19 - Шайба 252155-П2
20 - Гайка М8х1 250511-П8
21 - Болт М8х1х20 201476-П8
22 - Болт М8х20 201456-П8
23 - Шайба 8 252175-П8
24 - Трубка нагнетательная
25 - Штуцер
26 - Прокладка 11-6521-03
27 - Крышка передняя 47-1002110
28 - Шайба 293264-П
29 - Болт М8х78 290702-П8
Головка блока цилиндров ГАЗ-51, ГАЗ-52 (погрузчик АП-4014,
40814, 4045, 4043)
1 - Гайка М8х1 250511-П8
2 - Пробка КГ 1/2" 262576-П8
3 - Шпилька М11х1х68 291828-П8
4 - Гайка М11х1 292798-П8
5 - Шайба 293334-П29
6 - Пробка КГ 3/8" 296553-П8
7 - Прокладка 20-1306040
8 - Термостат в сборе ТС 109-1306100
9 - Прокладка в сборе 12-1003020-В
10 - Головка блока цилиндров 12-1003015-Е
11 - Шпилька М8х1х32 216239-П2
12 - Прокладка патрубка 12-1003063-Б
13 - Патрубок 12-1003060
14 - Шайба 252135-П
Масляный картер ГАЗ-51, ГАЗ-52
Нижняя часть картера ГАЗ-51, ГАЗ-52 (масляный картер) стальная,
штампованная. Для обеспечения надлежащих зазоров между масляным
картером, с одной стороны, передней осью и рулевой трапецией — с
другой, передняя часть картера на некоторой длине сделана мелкой;
резервуаром для масла служит только задняя, глубокая часть картера.
Чтобы масло в картере двигателя во время езды не плескалось,
установлено два козырька.
Плоскость разъема масляного картера с блоком лежит на 4 мм ниже оси
коленчатого вала.
Между нижним торцом блока и масляным картером ГАЗ-51, ГАЗ-52
поставлены пробковые прокладки. Передняя и задняя части картера
также уплотнены пробковыми прокладками, которые установлены в
специальные гнезда, сделанные в картере.
Специальные гребешки на полукруглой скобе в передней части блока и
на ребре крышки заднего коренного подшипника врезаются в пробковые
прокладки и создают требуемую герметичность соединения. В глубокой
части картера ГАЗ-52 имеется отверстие для слива масла, закрываемое
пробкой с шестигранной головкой.
______________________________________________________________________________
Отгрузка запчастей на львовские погрузчики 4014, 40814, 40810, 4081, 41030 производится во все города России: Кемерово, Екатеринбург, Челябинск, Новосибирск, Улан-Удэ, Киров, Пермь, Красноярск, Иркутск, Омск, Барнаул, Томск, Братск, Тюмень, Лысьва, Новокузнецк, Миасс, Серов, Чита, Берёзовский, Междуреченск, Нижний Тагил, Бийск, Минусинск, Сатка, Курган, Вологда, Нижний Новгород, Абакан, Альметьевск, Анапа, Ангарск, Анжеро-Судженск, Апатиты, Арзамас, Армавир, Астрахань, Ачинск, Балаково, Батайск, Белебей, Белово, Белорецк, Бердск, Березники, Благовещенск, Бугуруслан, Бузулук, Великие Луки, Великий Новгород, Волгодонск, Воткинск, Глазов, Дзержинск, Димитровград, Елабуга, Зеленогорск, Зеленодольск, Златоуст, Искитим, Ишим, Ишимбай, Калуга, Каменск-Шахтинский, Санкт-Петербург, Белгород, Орёл, Казань, Ростов-на-Дону, Воронеж, Брянск, Краснодар, Саратов, Мурманск, Тула, Ногинск, Волгоград, Иваново, Пенза, Чебоксары, Волжский, Ярославль, Сыктывкар, Ижевск, Самара, Махачкала, Волжск, Йошкар-Ола, Сокол, Уфа, Архангельск, Тверь, Подольск, Ульяновск, Смоленск, Тольятти, Владикавказ, Петрозаводск, Курск, Владимир, Череповец, Набережные Челны и др.